История нашей школы

История нашей школы началась в далекие 30-е годы XIX века. С целью обучения грамоте детей тундрового населения в 1932-1933 учебном году в местности Тостуя открылась первая начальная школа. Детей-северян обучали славные представители якутской интеллигенции, истинные сеятели света знаний, добра и справедливости.

За 88 лет школа подготовила и выпустила на широкую жизненную стезю тысячи молодых людей, составивших интеллектуальную элиту улуса, создававших своими мозолистыми руками жизненные блага, вложивших свой неоценимый вклад в дело социально-экономического развития наслега, улуса и республики. Среди выпускников нашей школы мы с гордостью называем заслуженного работника народного хозяйства РС(Я), почетного гражданина Анабарского улуса, ветерана тыла и труда, члена республиканского Совета ветеранов Туприна Е.А., кавалера ордена Ленина, Трудовой славы 111 степени Туприна Д.К., действительного члена международной академии Северного форума, члена Союза художников РФ, председателя правления Союза художников РС(Я) Ю.В. Спиридонова, 8 мастеров спорта РФ, 7 мастеров спорта РС(Я), 9 самодеятельных мелодистов и многих других.

С глубоким почтением и с гордостью называем имена старших коллег, учителей-энтузиастов – заслуженного учителя РФ, Отличника народного просвещения РФ, Старшего учителя, номинанта «Первый учитель», Учителя учителей – Спиридоновой А.Е., Отличника народного просвещения РФ, делегата XI съезда учителей и педагогической общественности РС (Я), Почетного работника общего образования РФ, стипендиата фонда «Бар5арыы» Спиридоновой А.Г., Отличника образования РС(Я), Ветерана педагогического труда, основателя педагогической династии Спиридонова В.Е., заслуженного тренера РС(Я), лауреата ассоциации «Сахаада-Спорт» 1993, 2000, Отличника образования, мастера спорта РФ и РС(Я) Туприна К.Н., Отличника образования РС(Я), обладателя знака РС (Я) «Гражданская доблесть» Кылтасову Т.Н., истинного патриота, смелой дочери долганского народа.

С 2000 года ЮХСОШ – школа работает в прекрасном здании европейского качества, построенной АК «Алроса». В том же году школе присвоена номинация «Лучшая школа 2000 года». В 2006 году школа удостоена гранта президента РФ В. Путина в 1 млн рублей за успешное внедрение инновационной программы. Является лауреатом и дипломантом республиканских конкурсов «Теплая Арктика», выставки « Школа XXI века», награждена сертификатом республиканской выставки «От образовательных инициатив к социальному партнерству». Награждена дипломом 2 степени республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа. Образовательная марка — 2018» в номинации «Арктическое образование».

В наступившем 2020-2021 учебном году в школе обучается 209 детей тружеников тундры, ведется целенаправленная работа по возрождению и развитию национальной культуры долган, изучению родного края. Среди учащихся школы – лауреаты и дипломанты республиканских конкурсов и фестивалей «Полярная звезда», «Праздник Терпсихоры», победители и призеры многочисленных спортивных соревнований по северному многоборью, вольной борьбе республиканского и всероссийского уровней, участники и призеры республиканских и всероссийских НПК «Шаг в будущее», всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского и другие.

Педагогический состав школы – коллектив, сложившийся за долгие работы образовательного учреждения. Всего работают 32 педагога, из них: с высшей категорией – 6, 1 категорией – 11, СЗД – 9, молодых педагогов – 4. Наши учителя имеют такие заслуги, как Почетный ветеран системы образования – 2, Победитель конкурса лучших учителей – 1, звание «Учитель учителей» — 3, Почетные работники общего образования – 5, Отличники образования РС(Я)-13, имеют почетные грамоты МОиН РФ – 3 и награждены нагрудным знаком «Надежда Якутии» — 3.

Дорогие учащиеся! Хочется пожелать, чтобы каждый год пребывания в школе был годом интересной, плодотворной работы. Мы убеждены, что вы приложите все усилия для того, чтобы стать образованными и духовно развитыми людьми

Уважаемые родители! Большое спасибо за доверие, за поддержку и понимание значимости связи семьи и школы. Желаю Вам терпения, ведь воспитание ребенка — это трудная задача.

Уважаемы коллеги! Наша ежедневная работа – это самоотверженный труд во благо просвещения подрастающего поколения, осилить который мы можем единством, свежим взглядом, современными подходами и саморазвитием. Желаю всем нам творческой и успешной работы, высоких профессиональных результатов, крепкого здоровья!

с уважением, директор школы Неустроева Суруяна Валерьевна.

История становления

МБОУ «Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа» анабарского улуса Республики Саха (Якутия).

По воспоминаниям старожилов, первая начальная школа открылась в 1932-1933 учебном году в местности Тостуя. Всего в школе учились 21 учеников, заведующим и учителем был Алексей Николаевич Прядезников.

С 1940-1941 учебного года заработало новое здание школы, построенный в колхозном центре п. Юрюнг-Хая. Здесь в грозные годы Великой Отечественной войны ученики школы проводили беседы, лекции среди населения, сообщали сводки о положении на фронтах, работали наравне со взрослыми в хозяйстве колхоза. Учителями работали Андреев Николай Филиппович, Васильев Николай Егорович, Григорьев Константин Иванович. В тех же 40-ых годах появились первые учителя из местного населения: Жирохова Х.М., Туприн И.К. В 1952-1953 учебном году заведующим начальной школой была назначена выпускница Вилюйского педучилища М.Т. Спиридонова.

В 1969-1969 учебном году введено в эксплуатацию новое здание интерната, где продолжает свою работу начальная школа. По приказу РОНО с 1 сентября 1969 заведующей школы назначена Семенова Тамара Семеновна.

В 1970 году школа становится восьмилетней. Директором назначается В.Л. Тимонкин. В 1971-1972 учебном году по приказу РОНО приезжают на работу учитель черчения, рисования, труда, физкультуры Спиридонова Л.Е., учитель биологии и химии, труда и физкультуры – Иванов И.И. В 1972-1973 учебном году назначается новый директор – Варламов В.К.

В 1989 году восьмилетняя школа преобразована в среднюю. Директором назначен Хихловский В.В., завучем по УР Рубцов А.Ю. Всего в школе учились 188 учащихся, из них окончили школу 21 выпускник. педагогический состав состоял из 26 учителей, из них 14 были с высшим образованием. В 1988 году коллективу школы было вручено переходящее знамя за победу в социалистическом соревновании среди школ района.

В 1991 году заработало новое здание средней школы. начальные классы оставались учиться в старом здании школы. учащиеся с 5 по 11 класс учились в новом здании. Школа была двухэтажная, с просторными классами, с двумя лестницами на второй этаж. На первом этаже располагались гардеробная, столовая, библиотека, учительская, кабинет директора и учебные кабинеты. На втором этаже находился спортивный зал, кабинеты информатики, химии и биологии с лабораториями, русского языка и литературы, якутского языка и литературы. Школа, к сожалению, проработала недолго. В 1996 году сгорела из-за неисправности в электропроводке. ученики снов начинают новый учебный год в старом здании, некоторые классы обучаются в здании мехмастерской совхоза.

7 ноября 2000 года введен новый комплекс современной школы, построены по европейскому стандарту АК «Алроса». Директор школы – Григорьев В.Г. в сентябре 2000 года Юрюнг-Хаинская средняя школа участвует на выставке-ярмарке «Школа 21 века», посвященной 10-летию принятия декларации о Суверенитете Республики Саха (Якутия) и получает номинацию «Лучшая школа 2000 года». В декабре этого же года школе присваивается статус «республиканская экспериментальная площадка» для реализации проекта «Школа и село как единое социокультурное пространство в условиях Арктики». Начинается интенсивная работа. В школе начинают работать учебно-воспитательный, физкультурно-оздоровительный, этнокультурный, художественно-эстетический, информационно-технический блоки и блок социальной помощи.

В 2001 году школа принимает активное участие в конкурсе «Теплая Арктика», проведенном Международным детским фондом «Дети Саха-Азия» среди арктических и северных школ республики.

В 2003 году директором работает Алексеева Г.А. В школе работают 39 педагогов, изних с высшим образованием 32 педагога. Отличники просвещения РФ – 2 педагога, Отличники образования РС (Я) – 4 педагога. В этом же году по инициативе администрации школы и учителя Попова К.П. образовывается школьный музей имени героя Социалистического труда по оленеводству И.К. Спиридонова, о чем школа получает свидетельство 13 апреля 2003 года. Непосредственное участие при становлении музея принимали Местников П.М., Спиридонов В.Е., известный таксидермист Макаров А.Д.

В 2004 году школе подтверждается статус «Республиканской экспериментальной площадки» и она принимает участие на выставке «От образования инициатив к социальному партнерству» на августовском совещании работников образования.

4-5 октября 2005 года Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа награждается дипломом лауреата выставки «Образование для всех – гарантия прав и свободы» в номинации»Обеспечение права обучения на родных языках, роль и место родных языков и культур в образовании».

В 2006 году школа становится победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы, и награждается дипломом и денежной премией в 1 млн рублей.

С 2005 – 2006 учебного года в учебном плане школы был предусмотрен «Компонент образовательного учреждения», согласно которому введено преподавание факультатива «Долганская культура» в 5, 6, 7, 8 классах с нагрузкой 1 час в неделю. Программы к данному факультативному курсу составлены учителями нашей школы Кылтасовой Т.Н и Ивановой П.И. для начальных и средних классов. Данные программы имеют целью изучение родного долганского языка, культуры, традиций и обычаев народа, ознакомление с традиционным укладом жизни долган, с оленеводством. «Долганскую культуру» преподают учителя начальных классов и Туприна Пелагея Ивановна. Туприна П.И. в 2008 году окончила ФГОУПО «Арктический государственный институт искусств и культуры» по специальности руководитель этнокультурного центра, преподаватель по специальности «Народное художественное творчество».

В 2015-2016 учебном году в нашей школе был введен факультатив «Долганский язык» со 2-5 классы 1 час в неделю. Программа факультатива первого года обучения разработана по методике изучения языка для не владеющих («Разговорный долганский язык»). Учителем является Илларионова Наталья Алексеевна, педстаж по данной специальности 1 год. Окончила в 2012 г. СП ФГБОУВПО «Российский государственный университет имени А.И.Герцена» по специальности учитель родного (долганского) языка, литературы и русского языка и литературы.

Во внеурочной деятельности большую работу по пропаганде долганской культуры проводят образцовый фольклорный ансамбль «Уохтала» (руководитель Туприна П.И.) и танцевальный ансамбль «Хайачаана» (рук. Катанова А.Н.) Ансамбль «Уохтала» действует с 2007 года. «Уохтала» — это «священная тундровая береза». Ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, грудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонированием слова. Дети не только танцуют и поют, но шьют свои костюмы и делают музыкальные инструменты. Участвуют в наслежных, улусных и республиканских конкурсах, мероприятиях. Каждый год в конце января ансамбль проводит традиционный обряд, праздник «Встреча солнца», участвует в культурной программе национальных праздников «Слет оленеводов», «Байанай», улусном фестивале «Мэндуаяврилдылачат».

Танцевальный кружок «Хайачаана» (руководитель Катанова А.Н.) работает с 2008 года. Они также являются активными участниками всех творческих проектов школы, наслега, поют и танцуют долганские песни и танцы, на занятиях изучают танцевальную культуру долган.

За 13 лет работы школы по направлению «Долганская культура», «Долганский язык» (2005 — 2018) проведена большая работа по пропаганде изучения и сохранения быта и культуры долган, произошли значительные изменения в самосознании представителей народа, которые проявились в национальной одежде, танцах, в песенной культуре, фольклоре.Ежегодно проводятся такие национальные и уже традиционные мероприятия как:

— «Тыам тыла бараксан» — конкурс чтецов стихов долганских поэтов (О. Аксеновой), местных авторов стихов и стихов, собственного сочинения среди учащихся и взрослых.На сегодняшний день нет ученика, который бы хоть раз не участвовал в этом интересном конкурсе. С каждым годом участников становится все больше: приходят и воспитанники детского сада МБДОУ «Тугутчаана», учащиеся разных классов и взрослое население. Участники выступают в национальных костюмах, готовят монтажи стихов, музыкальное сопровождение.

— «Игры детей тундры» («Туундараоголоруноонньуулара») – спортивное соревнование среди учащихся начальных классов (1-4 классы). Этот спортивный праздник ежегодно проводится в апреле месяце и обязательно на свежем воздухе. Здесь участвуют все учащиеся класса в национальных костюмах. В программу игр входят:

— прыжки через нарты;

— бег с палкой «Курэй»;

— «Уучахсууруутэ»;

— «Сыргалаахкиьисуурдуутэ»;

— «Маамыктабырагыыта» метание аркана;

— «Долган тылын тоьо билэгин?» интеллектуальная игра ко дню родного языка. В этом году эта игра проводилась в 4 раз для учащихся среднего и старшего звена 5-11 кл.

— Фестиваль долганского языка и культуры «Элдэн». «Элдэн» по-долгански означает «северное сияние». В рамках фестиваля организуются открытые уроки учителей долганского языка и культуры, проводятся олимпиады среди учащихся школы, интеллектуальные игры и конкурсы, викторины, выставка рисунков, конкурс сочинений на долганском языке, конкурс постановок долганских сказок «Остуоруйакиэьэтэ».

Наша школа по праву гордится достижениями своих выпускников – спортсменов по северному мнгоборью. Славное дело сына долганского народа Туприна К.Н., заслуженного тренера РФ по северному многоборью, Отличника образования РС(Я), воспитавшегомногочисленных мастеров спорта, кандидатов МС, рекордсменов, победителей и призеров республиканских и российских соревнований, чемпионатов, турниров сегодня продолжает его ученица Кылтасова С.И., учитель физкультуры.

Также наши учащиеся и коллектив принимают активное участие в таких наслежных мероприятиях как «Встреча солнца» («Уохтала», рук.Туприна П.И., «Хайачаана» рук. Катанова А.Н., ЭКЦ «Ьэйро» рук. Сыроватский С.В.), летний праздник «Байанай», конкурс мастериц «Комусиннэ», выставка «Северная мозаика», слет оленеводов, конкурсы «Кочевая семья года» и т.д.

С 2015 года наша школа является агрошколой по направлению «Оленеводство». Это направление выбрано не случайно: в нашем наслеге работает один из крупнейших оленеводческих хозяйств МУП им. Героя Социалистического Труда И.К. Спиридонова. Оленеводство является основным видом хозяйства улуса, это традиционное занятие наших предков, которое мы должны продолжать из поколения в поколение. Также нужно отметить, что долганский язык у нас особенно сохранилась в оленеводческой лексике.

С оленеводством связана огромная работа:

— изучение языка – пример из жизни;

— научно — практические работы учащихся;

— организация летнего отдыха учащихся;

— привитие исконного занятия наших предков;

МО естественного цикла ЮХСОШ разработало проект «Мой родной Анабар». Цельюпроекта является привлечение школьников к научно-исследовательской работе и организация летнего отдыха, занятости и оздоровления школьников. Этот проектпомогаетпривить школьникамнавыки исследовательской работы, воспитывает чувство коллективизма, формирует бережное отношение к окружающей среде, в ходе туристических походов и исследовательских работ детиполучают новые знания о родном крае. По итогам данных исследований учащиеся МБОУ ЮХСОШ принимали участие в региональных и республиканских НПК «Шаг в будущее» и занимали призовые места.

С целью приобщения детей к исконно-традиционному труду и жизни оленевода был создан проект «Я – дитя тундры». Проект направлен на привлечение учащихся к работе оленевода и привитие навыков традиционных занятий предков. В настоящее время данный проект реализуется и ежегодно работает в летний период. Реализация данного проекта положило основу организации ежегодной занятости и отдыха школьников в летний период на родной земле. Ежегодно воспитанники летнего лагеря «Северное сияние» в 2 сезона в количестве 30 учащихся за сезон отдыхают в отрядах «Уолэ» и «Солима» в оленеводческих стадах. Приобщая детей к жизни и труду оленеводов, прямо находясь на самих стадах, мы готовим будущих оленеводов, в которых нуждается наше оленеводческое хозяйство. Дети в лагере привлекаются в качестве пастухов, подготовке и ремонту снастей, по уборке территории, по заготовке дров и добыче пищи (охота и рыбалка), обработке и выделке кожмехсырья. Находясь в тундре, помогая взрослым в их нелегком труде и видя результаты своего труда, ребенок растет с чувством гордости за родной край, за своих предков. Экскурсии по местам кочевий предков, беседы, встречи со старожилами и другие воспитательные мероприятия пробуждают у ребенка бережное отношение к природе родной тундры, помогают ребенку ещё глубже понять культуру и традиции своего народа.

Школа имеет договор с ЯГСХА, по которому 10 учащихся старших классов уже третий год получают свидетельство «Оленевод 3го разряда». В настоящее время выпускники работают по данной специальности в стадах МУП им. И.К. Спиридонова.

В 2015 году разработан школьный проект «Долган тылын уерэтии», целью работы которой является систематизирование опыта работы по изучению, сохранению и родного долганского языка и культуры в нашей школе, а также его распространение в п.Юрюнг-Хая. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Разработка и внедрение проекта «Языковое гнездо» в МБДОУ «Тугутчаана» п. Юрюнг-Хая;

2. Работа по изданию учебника по долганскому языку в начальных классах;

3. Переиздание словаря долганского языка Спиридоновых;

4. Создание кабинета долганского языка в МБОУ «ЮХСОШ»

5. Профориентационная работа (связь с РГПУ ИНС);

6. Межрегиональное сотрудничество с коллегами

6. Организация мероприятий по пропаганде долганского языка;

Из вышеуказанных целей в настоящее время реализуется проект «языковое гнездо» в МБДОУ «Тутутчаана» (старшая группа), реализован проект создание кабинета долганского языка, который презентован в апреле 2017 года в рамках празднования 85 летнего юбилея школы. Автор проекта Туприна П.И. и ученица 8 класса ГаппазоваАйза.

Отдельно хочется отметить сотрудничество с коллегами и сородичами из Таймырского (долгано-ненецкого) автономного округа Крсноярского края, где также проживают долганы. Ежегодно вот уже 5й год мы проводим совместные межрегиональные НПК, семинары, встречи, где обсуждаем проблемы изучения и сохранения родного долганского языка, делимся опытом и планируем совместные работы. Так, начиная с 2014 года, по инициативе учителя начальных классов, энтузиаста, истинного носителя долганского языка Кылтаосвой Т.Н. была проведена конференция «Язык и культура долган: традиционное воспитание, современное состояние, проблемы и перспективы», где впервые на межрегиональном уровне мы начали диалог о нашем родном языке и культуре. В 2015 году был проведен межрегиональный семинар «Развитие и популяризация родного языка через различные конкурсы и мероприятия в ОО, реализующих дошкольную, начальную, среднюю общеобразовательную программу» в с. Попигай ТДНМР. В 2016 году межрегиональная конференция «Основные приоритеты этноориентированного образования» в сп. Хатанга, в 2017 году — межрегиональный семинар «Фомирование и развитие этнической культуры через урочную и внеурочную деятельность» и в этом 2018 году мы встретились с сородичами на территории Республики Саха (Якутия) на базе МБОУ ЮХСОШ в межрегиональной конференции «Сохранение долганского языка и культуры в пространстве взаимодействия регионов». В резолюции конференции 2018 года одним из пунктов принято разработать единый межрегиональный проект на основе проектов МБОУ «ЮХСОШ» и «ХСОШ», также ДОУ «Тугутчаана» пЮрюнг-Хая и Сындасская НОШ.

В 2016 году школа защитила проект «Создание коммуникативной среды, формирующей языковую личность», целью которого являетсяформирование долганской языковой личности через создание этнокультурного коммуникативного пространства.

Пролистать наверх